Этикеткой принято называть элемент, на котором производитель размещает информацию, являющуюся значимой для потребителя. Этот элемент имеет другие наименования: бирка, наклейка, вкладыш и т.п. Объединяющее разговорное название для всех выше перечисленных элементов одно – «ярлык».
Так как этикетка, по сути, стала неотъемлемой частью любого товара, оформление этикетки продукции требуется осуществлять в соответствии с достаточно жёсткими требованиями действующего законодательства.
Оформление этикетки продукции в обязательном порядке должно доносить до заинтересованных лиц следующую информацию:
- информацию о потребительских параметрах продукции, законодательно относимых к её основным характеристикам;
- когда была изготовлена продукция (дата выпуска);
- гарантийный срок, определённый производителем. В тех случаях, когда изготовитель срок действия гарантийных обязательств не определяет, то указанный срок должен соответствовать фактическому максимальному сроку возможной эксплуатации;
- основные правила обращения с товаром, соблюдение которых обеспечивает максимально безопасное и эффективное использование последнего по прямому назначению;
- полное наименование предприятия-изготовителя и фактический адрес последнего;
- способы связи с представителем производителя, отвечающим за рекламационную работу.
Оформление этикетки продукции согласно положениям действующих законов и нормативных актов является важным элементом не только вследствие присущих ей функций информационного плана. на этикетку возложено решение ещё целого ряда задач:
- в неё может быть упакован товар;
- она позволяет точно идентифицировать продукцию;
- выполняет рекламные функции;
- может использоваться недобросовестными производителями в целях фальсификации товара.
В целях недопущения последнего оформление этикетки продукции постоянно совершенствуется. Меняется её форма, материалы, из которых её изготавливают, применяют специальные способы защиты, такие, как голограммы и т.п.
На сегодняшний день используются следующие решения, если необходимо осуществить оформление этикетки продукции:
- традиционное, на картоне и бумаге;
- стикеры;
- термоэтикетки;
- этикетки самоклеющиеся на разных основах;
- этикетки многослойные, ибо выполненные в виде книжек;
- этикетки термоусадочные.
Оформление этикетки продукции регламентировано в России следующими документами:
- законом под № 2300-1. Документ датирован 07.02.1992 г. Дата внесения последних изменений – 28.07.2012 года.
- законом под № 29-ФЗ. Документ датирован 02.01.2000 г. Дата внесения последних изменений – 19.07.2011 года.
- законом под № 184-ФЗ. Документ датирован 27.12.2002 г. Дата внесения последних изменений – 03.12.2012 года.
- постановлением под № 1575. Наше правительство приняло указанный документ 27.12.1996 года и последний раз вносило в текст редакционные правки 16.04.2001 года.
- утверждённым 29.12.2003 года государственным стандартом за № 51074-2003. (Постановление № 401-ст. Принято Госстандартом РФ).
- ГОСТ Р под номером 15426-1-2992 от 13.06.2002 года (Постановление № 240-ст. Принято Госстандартом РФ).
- приказом, изданным 12.02.2007 года Минздравсоцразвитием с регистрационным № 110.
Важно понимать, что оформление этикетки продукции для различных товарных групп осуществляется по-разному.
Кроме российского законодательства оформление этикетки продукции должно проводиться с учётом требований действующих законов ТС в части, касающейся их содержания и маркировки.
Для пищевой продукции указанные требования более строгие, так как от неё прямо зависит жизнь и здоровье каждого человека.