Мостовые краны являются объектом тр (технического регулирования) одного из действующих в настоящее время ТР ТС. Этот регламент зарегистрирован под № 010/2011 и действует на территории РФ с 15.02.13. Текст документа комиссия ТС приняла 18.10.11. Одновременно, этим же решением под № 823, комиссия дала разъяснения, касающиеся ранее выданных на мостовые краны сертификационных документов. Они сохраняют, в зависимости от сроков получения, свою легитимность до:
- Те из них, которые оформлены до 18.10.11, действуют до истечения срока, указанного в них;
- Если документ на мостовой кран был оформлен между датой принятия вышеназванного решения и датой вступления в законную силу этого ТР ТС, то он также будет действовать до истечения срока в том, случае, если эта дата наступает не позднее 15.03.15.
Одновременно с принятием текста нового регламента, в соответствии с установившейся в ТС практикой, комиссией были утверждены два перечня. Первый объединил нормативы, добровольное выполнение которых фактически является выполнением положений вышеупомянутого ТР ТС. Второй – действующие нормативы, включающие в себя методы и правила осуществления испытаний, положенные в основу схем декларирования (сертификации) по которым подтверждается соответствие параметров и безопасности мостовых кранов требованиям настоящего регламента.
Комиссия вышеупомянутым решением продлила разрешённый срок выпуска и реализации товаров по ранее действовавшим нормативным актам до 15.03.15, в том случае, если на них имеются действующие подтверждающие документы, полученные в согласно положениям законодательства.
Согласно положениям первой статьи настоящего ТР ТС (п.1) он распространяется на изделия (оборудование, машины), которое поступает в обращение на территории любой страны-члена ТС. Пункт 3 конкретизирует, что сюда попадают машины, в отношении которых идентифицированы и выявлены виды опасности, поименованные в первом и втором приложениях к настоящему ТР ТС.
В пункте 4 ст.1 регламента перечислены машины, не попадающие под юрисдикцию вышеназванного регламента (12 пунктов). Действие регламента за № 010/2011 распространяется так же и на изделия, которые используются (применяются) на ОПО. На стадии проектирования и разработки безопасность продукции регламентируется положениями ст.4.
Восьмым пунктом вводится требование о том, что на мостовые краны в обязательном порядке должна быть разработана инструкция (руководство) по эксплуатации и приводится перечень информации, которая должна быть включена в текст настоящего документа в обязательном порядке.
Вопросы безопасности на всех этапах жизненного цикла крана регламентированы ст.5 настоящего ТР ТС.
Ст.7 установлено, что оценка мостового крана с точки зрения его соответствия положениям вышепоименованного ТР ТС должна проводиться в обязательном порядке. Это может быть сделано либо в форме государственного контроля, либо подтверждения соответствия.
Последнее, согласно п.2 ст.8, декларированием или сертификацией.
В связи с тем, что мостовые краны поименованы (п.15) в приложении 3 к данному регламенту, подтверждение соответствия указанных изделий требованиям, сформулированным в новом техническом регламенте, осуществляется в форме обязательной сертификации.
Сведения об оформленном сертификате обязательно заносятся в паспорт мостового крана.
Порядок осуществления сертификации изложен в 11 статье этого ТР ТС. Для проведения сертификационных испытаний мостовых кранов регламентом предусмотрено использование трёх схем сертификации:
- Схема 1С – выбирается для сертификации мостовых кранов, изготавливаемых серийно;
- Схема 3С – по этой схеме сертифицируются единично изготовленные краны или партия мостовых кранов;
- Схема 9С – используется в тех случаях, когда необходимо получить сертификат на партию мостовых кранов ограниченного объёма, которые изготовлены для последующей эксплуатации на предприятиях ТС.
Подать заявку для проведения сертификационных испытаний по схемам 9С и 1С имеют право только субъекты права по законодательству ТС, являющиеся производителями или официальными представителями иностранного производителя.
По схеме 3С — субъекты права по законодательству ТС, являющиеся производителями, продавцами или официальными представителями иностранного производителя.
Выдаваемый сертификат оформляется на бланке по форме ТС. Сведения о нём заносятся в реестр ТС. Оформленные на серийно производимые мостовые краны сертификат выдаётся на пять лет. В сертификате, оформленном на партию, срок действия не указывается.
ТР ТС предусматривает, что сертификат может выдаваться с приложением, в котором перечисляются конкретные машины, на которые его действие распространяется. Данное приложение, как правило, оформляется тогда, когда необходима детализация состава группы продукции, относящейся к однородной, которая изготавливается заявителем и сертификация которой проводится по единым требованиям. Второй случай – необходимость указания всех заводов-производителей, входящих в объединения, которые имеют единые условия, согласно которым продукция изготавливается.